Летом мы почти каждый день можем наблюдать

Летом мы почти каждый день можем наблюдать

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Летом мы почти каждый день можем наблюдать образование белых, похожих на хлопья ваты облаков; их называют кучевыми облаками. (2)Возникают эти облака утром, когда солнце уже значительно прогреет землю и тёплые струйки воздуха начнут восходить вверх, создавая на полях лёгкое «дрожание» воздуха, заметное на расстоянии. (3) объясняется тем, что от согретой солнцем земли кверху беспрерывно поднимаются струи тёплого воздуха.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Кучевые облака чаще всего можно наблюдать по утрам летом.
2) Облака обычно возникают по утрам, когда струи тёплого воздуха от согретой солнцем земли поднимаются кверху.
3) Летом над полями можно увидеть создаваемое струями теплого воздуха, поднимающимися кверху, лёгкое дрожание воздуха, заметное на расстоянии.
4) Кучевые облака обычно возникают по утрам летом, когда от согретой солнцем земли кверху поднимаются струи тёплого воздуха, создающие лёгкое «дрожание» воздуха, заметное на расстоянии.
5) Белые, похожие на хлопья ваты облака образуются струями тёплого воздуха, беспрерывно поднимающимися от согретой солнцем земли кверху.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

• Именно
• Так
• Это
• Например

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЛНЦЕ. Определите значение, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

СОЛНЦЕ, -а, ср.
1) Небесное светило — раскалённое плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Определять время о солнцу.
2) Свет, тепло, излучаемые этим светилом. Не сиди на солнце. В комнате много солнца.
3) То, что является источником, средоточием чего-н. ценного, высокого, жизненно необходимого (высок.). Солнце правды.
4) Гимнастическое упражнение — вращение тела вокруг перекладины (разг.). Крутить солнце.
5) Раскрой одежды в виде круга (разг.). Юбка-солнце.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

• откУпорить
• мозаИчный
• тОрты
• послалА
• звонИшь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

• В праздничном концерте приняли участие ДИПЛОМАНТЫ музыкального конкурса.
• Ваше письмо так и не нашло своего АДРЕСАТА.
• В вестибюле гостиницы нас ожидали КОМАНДИРОВАННЫЕ.
• Внимательно прочитайте документ и поставьте здесь свою ПОДПИСЬ.
• Туристы вышли к берегу ЛЕСИСТОГО озера.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

• ПОЕЗЖАЙ налево
• килограмм ПОМИДОР
• СЛАЩЕ мёда
• до ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТОГО года
• военные КАТЕРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Благодаря С. П. Дягилева русский балет получил признание за рубежом и оказал плодотворное влияние на развитие мирового искусства.
Б) Семья Турбиных из произведения «Белой гвардии» М. А. Булгакова создала свой мир, который охраняют часы с башенным боем.
В) Не желая никому зла, но и не делая добра, Печорину хотелось помочь окружающим наладить спокойную жизнь.
Г) Изменчивость — это свойство организмов, противоположных наследственности.
Д) Я люблю и скучаю по родным местам.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) неправильное построение предложения с косвенной речью
7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

• оск_рбление
• к_нфеты
• к_вычки
• непром_каемый
• об_яние

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

• без_нициативный, сверх_зысканный
• неот_емлемый, ар_ергардный
• пр_небрежительный, непр_менимый
• ра_буженный, чере_чур
• _делать, в_пугнуть

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

• зачёрк_вать
• устойч_вый
• повел_вать
• извил_стый
• потч_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

• выгор_шь
• вид_мый
• приемл_мый
• вылеч_шь
• движ_мый

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

• (НЕ)ИСТОВЫЙ весенний ветер ворвался в моё окно.
• В вечернем поле небо словно мокрый, от свежей краски (НЕ)ПРОСОХШИЙ холст.
• Заплачем вдруг от песни соловьиной, от запаха (НЕ)ВЗРАЧНОГО листка.
• Мне дали (НЕ)БОЛЬШОЕ, но трудное задание.
• Роман Гончарова без главы «Сон Обломова» был бы произведением (НЕ) ОКОНЧЕННЫМ.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

• Именно по сказкам Пушкина учился читать и писать ЧУТЬ(ЛИ) не каждый русский МАЛО(МАЛЬСКИ) грамотный человек.
• Барон КАК(БЫ) знает уже всё, но ждёт ЧЕГО(ТО) нового, что никак не приходит.
• (В)НУТРИ палатки было теплее, (ПО)СКОЛЬКУ сюда не проникал ветер.
• Возвратившись в город для оформления своей покупки, Чичиков (С)НОВА встречается с ТЕМИ(ЖЕ) лицами.
• Солнце чуть показалось ИЗ(ЗА) ТЁМНО(СИНЕЙ) горы; над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

Стриже(1)ые и дли(2)оволосые ребячьи головёнки мелькали в словно осыпа(3)ом золотом оси(4)ике.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин показывает широкий национальный и социальный фон восстания.
2) Обеды были обильны и кушаньями и минеральными водами и сладостями и фруктами.
3) На ветку синица садится ягоды жадно клюёт.
4) Я видел лишь белое платье да чей-то привздёрнутый нос.
5) Сравнения в «Мёртвых душах» отсылают нас то к образам Гомера то к эпохе Данте.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными пеленами (5) серебристыми на солнце.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Канат, влажный и (1) как казалось мне (2) сонный, далеко тянулся через широкую реку и местами (3) неожиданно (4) исчезал в белом тумане.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В обращении к «вечным странникам» неба (1) звучит не только жажда свободы, но и тоска по родине (2) в разлуке (3) с которой (4) находится лермонтовский изгнанник.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы должны были поспеть на перевоз до зари (1) чтобы переправиться через реку в тихое время (2) поскольку каждый день (3) как только солнышко начинало пригревать (4) разыгрывался сильный ветер.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Подожжённые немецкими авиабомбами, всю ночь горели на корню огромные массивы созревших хлебов. (2)Всю ночь вполнеба стояло багровое, немеркнущее, трепетное зарево, и в этом освещавшем степь жестоком сиянии войны голубой и призрачный свет ущерблённого месяца казался чрезмерно мягким и, пожалуй, даже совсем ненужным.

(3)Запах гари вместе с ветром перемещался на восток, неотступно сопровождая отходивших к Дону бойцов, преследуя их, как тягостное воспоминание. (4)И с каждым километром пройденного пути всё мрачнее становилось на душе у Звягинцева, словно горький, отравленный воздух пожарища оседал у него не только на лёгких, но и на сердце…

(5)По дороге к переправе шли последние части прикрытия, тянулись нагруженные домашним скарбом подводы беженцев, по обочинам просёлка, лязгая гусеницами, подымая золистую пыль, грохотали танки, и отары колхозных овец, спешно перегоняемых к Дону, завидев танки, в ужасе устремлялись в степь и исчезали в ночи. (6)И долго ещё в темноте слышался дробный топот мелких овечьих копыт, и, затихая, долго ещё звучали плачущие голоса женщин и подростков-погонщиков, пытавшихся остановить и успокоить ошалевших от страха овец.

(7)В одном месте, обходя остановившуюся на дороге автоколонну, Звягинцев сорвал на краю поля уцелевший от пожара колос, поднёс его к глазам. (8)Это был колос пшеницы «мелянопус», гранёный и плотный, распираемый изнутри тяжёлым зерном. (9)Чёрные усики его обгорели, рубашка на зерне полопалась под горячим дыханием пламени, и весь он — обезображенный огнём и жалкий — насквозь пропитался острым запахом дыма.

(10)Звягинцев понюхал колос, невнятно прошептал:

— Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! (11)Дымом-то от тебя воняет, как от цыгана… (12)Вот что с тобой проклятый враг, окостенелая душа, сделал!

(13)Он бережно размял колос в ладонях, вышелушил зерно, провеял его, пересыпая из руки в руку, и ссыпал в рот, стараясь не уронить ни одного зёрнышка, а когда стал жевать, раза три тяжело и прерывисто вздохнул.

(14)За долгие месяцы, проведённые на фронте, много видел Звягинцев смертей, людского горя, страданий; видел разрушенные и дотла сожжённые деревни, взорванные заводы, бесформенные груды кирпича и щебня на месте, где недавно красовались города, видел растоптанные танками и насмерть покалеченные артиллерийским огнём фруктовые сады, но горящий спелый хлеб на огромном степном просторе за всё время войны довелось ему в этот день видеть впервые, и душа его затосковала. (15)Долго шёл он, глотая невольные вздохи, сухими глазами внимательно глядя в сумеречном свете ночи по сторонам на угольно-чёрные, сожжённые врагом поля, иногда срывая чудом уцелевший где-либо возле обочины дороги колос пшеницы или ячменя, думая о том, как много и понапрасну погибает сейчас народного добра и какую ко всему живому безжалостную войну ведёт враг…

Читайте также:  Карта московской области со сторонами света

* Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) — русский писатель, автор таких произведений, как «Тихий Дон», «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Душа Звягинцева затосковала при виде горящего спелого хлеба.
2) Звягинцев сорвал колос пшеницы «мелянопус», так как он показался ему амым спелым.
3) Вместе с войсками к Дону отступали и беженцы.
4) Звягинцев воевал уже не первый месяц и многое успел увидеть.
5) Больше, чем о сожжённом хлебе, Звягинцев сожалел о взорванных заводах и покалеченных фруктовых садах.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 включает элемент описания.
2) В предложении 5 представлено рассуждение.
3) В предложении 7 представлено повествование.
4) В предложении 9 содержится обоснование утверждения, высказанного в предложении 8.
5) В предложении 13 представлено рассуждение.

22. Укажите, какое слово в тексте употреблено в значении: «Отсвет пожара или заката на небе». Выпишите это слово.

1) сияние (предложение 2)
2) зарево (предложение 2)
3) гарь (предложение 3)
4) свет (предложение 15)

23. Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Болью и страданием отзываются в душе читателя строки, описывающие ужасы войны. Такое синтаксическое средство, как А (в предложениях 5, 6, 14), передаёт увиденное Звягинцевым. Для того чтобы выразить эмоциональное отношение героя к военной реальности, автор использует синтаксические и лексические средства выразительности: Б (предложения 10, 12), В («проклятый» в предложении 12). А такое средство, как Г («как тягостное воспоминание» в предложении 3), передаёт общее настроение бойцов, отступающих к Дону, отдающих врагу родную землю.

СПИСОК ТЕРМИНОВ:
1) диалектизмы
2) сравнительный оборот
3) эпитет
4) восклицательные предложения
5) олицетворение
6) противопоставление
7) однородные члены
8) разговорное слово
9) синтаксический параллелизм

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он большой,(1) зелёный,(2) есть где играть и в мяч,(3) и в пряталки,(4) и в разные другие игры. Ребята играли почти каждый день,(5) особенно летом. И я постепенно перезнакомился с ними,(6) и все мы относились друг к другу по-хорошему.

(1)Мы с мамой пе­ре­еха­ли в этот дом не­дав­но. (2)Самое ин­те­рес­ное здесь — двор. (3)Он боль­шой, зелёный, есть где иг­рать и в мяч, и в пря­тал­ки, и в раз­ные дру­гие игры. (4)Ре­бя­та иг­ра­ли почти каж­дый день, осо­бен­но летом. (5)И я по­сте­пен­но пе­ре­зна­ко­мил­ся с ними, и все мы от­но­си­лись друг к другу по-хо­ро­ше­му.

(6)Потом меня стали на­зна­чать судьёй в во­лей­боль­ных встре­чах. (7)Су­дить никто не любил, все хо­те­ли иг­рать, а я — все­гда по­жа­луй­ста: как не по­мочь дру­зьям. (8)А бы­ва­ло, что на ши­ро­ком крыль­це со­сед­не­го де­ре­вян­но­го дома мы иг­ра­ли в шах­ма­ты и лото.

(9)Из­ред­ка ре­бя­та при­хо­ди­ли ко мне домой. (10)Пла­стин­ки слу­ша­ли, иг­ра­ли моей же­лез­ной до­ро­гой, бол­та­ли о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ре­бя­та лю­би­ли, когда я пус­кал с бал­ко­на бу­маж­ных го­лу­бей. (12)Точ­нее го­во­ря, это были не со­всем го­лу­би. (13)Я на­учил­ся де­лать из бу­ма­ги пти­чек, по­хо­жих на ле­та­ю­щие блюд­ца.

(14)Со­всем круг­лых, толь­ко со склад­кой по­се­ре­ди­не и с тре­уголь­ным клю­ви­ком. (15)Они здо­ро­во ле­та­ли, плав­ны­ми ши­ро­ки­ми кру­га­ми. (16)Ино­гда ветер поды­мал их на при­лич­ную вы­со­ту и уно­сил со двора.

(17)Ре­бя­та тол­пой го­ня­лись за каж­дым го­луб­ком — кто пер­вый схва­тит! (18)Чтобы не было свал­ки, ре­ше­но было за­ра­нее го­во­рить, ка­ко­го го­луб­ка я кому по­сы­лаю.

(19)Дело в том, что каж­до­го го­луб­ка я раз­ри­со­вы­вал фло­ма­сте­ра­ми. (20)На одном ри­со­вал вся­кие узоры, на дру­гом — ко­раб­ли­ки среди моря, на тре­тьем — ска­зоч­ные го­ро­да, на четвёртом — цветы и ба­бо­чек. (21)И вся­кие кос­ми­че­ские кар­тин­ки. (22)И ещё много всего — по­лу­ча­лось кра­си­во и ин­те­рес­но.

(23)Ре­бя­там это, ко­неч­но, нра­ви­лось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пус­кать с бал­ко­на го­луб­ков.

(25)Я сде­лал по­след­не­го и — сам не знаю по­че­му — на­ри­со­вал ве­чер­нее небо, оран­же­вое солн­це на го­ри­зон­те и до­ро­гу, по ко­то­рой идут рядом двое маль­чи­шек.

(26)Хотя нет, я знал, по­че­му на­ри­со­вал такое. (27)Хо­те­лось, чтобы по­явил­ся друг. (28)Не слу­чай­ный, не на час, когда за­бе­га­ет по­иг­рать в шах­ма­ты или по­слу­шать Пола Мак­карт­ни, а на­сто­я­щий.

(29)Я пу­стил го­луб­ка с бал­ко­на, и ветер схва­тил и унёс его за то­по­ля. (30)И я по­ду­мал: вот найдёт кто-ни­будь, до­га­да­ет­ся, придёт ко мне.

* Кра­пи­вин Вла­ди­слав Пет­ро­вич (род. в 1938 г.) — со­вре­мен­ный пи­са­тель, жур­на­лист, автор книг о детях и для детей, в том числе фан­та­сти­че­ских.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н. М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. М. Шанского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий. »

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации. Нельзя не согласиться с высказыванием Н. М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Раскрывая смысл высказывания Шанского, отметим, что монологическая речь представляет из себя собственно текст, объединенный общей мыслью, обладающий смысловой и композиционной законченностью. Для доказательства этого обратимся к тексту Владислава Крапивина.

Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Ос-новной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27—30, является своего ро-да выводом из монолога о детстве автора, который представлен предло-жениями 1—27.

Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М. Шанского.

15.2 В приведённом фрагменте текста употребляется интересное выражение — друг на час — это о случайных людях, которых мы, возможно, даже считаем своими друзьями. Нас объединяют какие-то незначимые дела, интересы. Но такая «дружба» может рассыпаться без видимых причин. Такие «друзья» есть у героя текста Владислава Крапивина.

После переезда в новый дом мальчику пришлось на новом месте выстраивать новые отношения со сверстниками. У него появились приятели. Именно приятели. Об этом можно судить по предложениям номер 10—11. Сначала рассказчик говорит о том, что никаких серьёзных разговоров у них не было, потом как бы в подтверждение своих слов добавляет, что и дела совместные у них были «незначительные»: пускание голубков, слушание пластинок, игры. В предложении 23 автор подводит итог таким отношениям: «Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим».

Вот почему герою хочется, чтобы появился настоящий друг, тот, с которым будет интересно не только пускать голубков и слушать музыку, но и сделать что-то значимое, настоящее.

15.3 Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек.

Читайте также:  Как сделать квадрат в автокаде

Герою Владислава Крапивина после переезда в новый дом пришлось на новом месте выстраивать новые отношения со сверстниками. У него появились приятели. Именно приятели. Сначала рассказчик говорит о том, что никаких серьёзных разговоров у них не было, потом как бы в подтверждение своих слов добавляет, что и дела совместные у них были «незначительные»: пускание голубков, слушание пластинок, игры. В предложении 23 он подводит итог таким отношениям: «Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим». Вот почему герою хочется, чтобы появился настоящий друг, тот, с которым будет интересно не только пускать голубков и слушать музыку, но и сделать что-то значимое, настоящее.

Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить опального друга в Михайловском. Нужны были преданность другу и смелость, чтобы поехать к вошедшему в немилость к царю поэту.

Приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.

ЕГЭ. Вариант 1 с ответами. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Вариант 1 с ответами. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019.»

Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. 2019. 15 вариантов. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Мы наблюдаем объекты во Вселенной почти исключительно за счёт испускаемого ими электромагнитного излучения: электромагнитные волны с лёгкостью путешествуют в пустоте и могут пересекать невероятные расстояния между галактпика- ми. (2) свет — далеко не единственный вид электромагнитных волн, Земля также подвергается воздействию радиоволн, микроволн, рентгеновского и гамма- излучения от источников из самых разных уголков Вселенной. (3)Для изучения этих электромагнитных волн астрономы обычно используют отражающие телескопы.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Электромагнитные волны могут пересекать невероятные расстояния между галактиками, поэтому мы видим свет — далеко не единственный вид электромагнитных волн, ведь Земля также подвергается воздействию радиоволн, микроволн, рентгеновского и гамма-излучения.

2) Свет, пересекающий невероятные расстояния между галактиками, является далеко не единственным видом электромагнитных волн, который наблюдает человек, поскольку на Землю также попадают радиоволны, микроволны, рентгеновское и гамма- излучение.

3) Для изучения различных видов электромагнитных волн, включая испускаемый различными объектами во Вселенной свет, астрономы обычно используют отражающие телескопы.

4) Помимо света, позволяющего нам наблюдать объекты во Вселенной, на Землю попадают другие виды электромагнитных волн: радиоволны, микроволны, рентгеновское и гамма-излучение, для изучения которых астрономы обычно используют отражающие телескопы.

5) Мы можем видеть объекты Вселенной благодаря испускаемому ими свету, но, кроме света, Земля подвергается воздействию изучаемых астрономами с помощью отражающих телескопов таких видов электромагнитных волн, как радиоволны, микроволны, рентгеновское и гамма-излучение.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЪЕКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чьё-нибудь внимание. О. изучения, описания. О. промысла.

2) В философии: то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.

3) В грамматике: семантическая категория со значением того, на кого(что) направлено действие или обращено состояние.

4) Предприятие, учреждение, а также всё то, что является местом какой-нибудь деятельности. Строительный о. Пусковой о. Работать па новом объекте.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

начАвшись / нарвалА / довЕрху / прозорлИва / крАны

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Решено было пристать к берегу, чтобы отдохнуть и ПОПОЛНИТЬ запасы воды и продовольствия.

Диалекты, говоры и наречия — это разновидности национального языка, которые исторически сложились в каком-то регионе и отличаются особенностями ЗВУКОВОГО строя, словообразования, построения фраз.

Изнутри шкатулку можно покрыть тёмно-красной гуашью, продолжив таким образом традиции русских мастеров ЛАКОВОЙ росписи.

Мы посещаем семинары, выслушиваем ДЕЛОВИТЫЕ советы, но почему, вернувшись домой, обнаруживаем, что не способны им следовать?

Невысокий КОРЕНАСТЫЙ юноша с шапкой тёмных вьющихся волос и карими глазами оказался одноклассником Жени.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На протяжении всей нашей жизни в наш мозг каждую секунду времени поступает множество сенсорных сигналов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БЛЕЩЕТ красотой / БРЫЗЖУТ на стекло / выразил более ПРОЩЕ / знакомые СЛЕСАРИ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Луи Пастер утверждал, что «творчество приносит человеческой душе чувство величайшего наслаждения, какое она только способна испытать».

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Человек всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, тёплым, удобным, но ещё обязательно и красивым.

B) нарушение в построении предложения с однородными членами

Первое знакомство Николая с английской литературой состоялось в школьном драматическом кружке, и с тех пор он увлекался и с интересом изучал английский язык.

Г) нарушение в построении предло- жения с косвенной речью

Главным героем романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» является Фёдор Иванович Лаврецкий — дворянин, наделённый многими чертами самого автора.

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Анатолий Игнатьевич Приставкин признавался, что «я убеждён в том, что любое искусство, и литература прежде всего, существует для того, чтобы давать людям надежду, помогать им жить».

На картине Николая Рериха «Святогоре» изображён один из героев русских былин — богатырь, которого никто не может одолеть, но который и сам не может совладать со своей силой.

В профессиональном плане молодёжь данной группы имеют свои предпочтения.

Существуют связанные проблемы с отношениями человека и власти, человека и общества, человека и природы.

Увлекательное это занятие — составлять букеты цветов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) абр..косовый, пр..вление, диал..гический 2) барх..тистый, ж..стикуляция, бл..стательный

3) выр..щенный, к..снуться, зам..реть 4) выж..гать, з..рница, возг..рание

5) возг..рдиться, г..ристый, ди..пазон

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..печный, ..борная, ра..бежаться 2) пр..своил, пр..стол, пр..возмочь

3) под..шёл, пр..рубить, от..брать 4) по..скочил, на..треснутый, пре..писание

5) в..южный, неб..ющийся, белич..и

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) воспитательн..ца, подбадр..вать 2) подразум..вать, гречн..вый 3) кокетл..вый, плать..це

4) слев. крупитч..тый 5) завед..вать, груш..вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) распростран..шь, водонепроница..мый 2) постриж..нный, (люди) услыш..т

3) знач..мый, расплющ..шь 4) (слесари) разруб..т, горлан..щий 5) приостановл..нный, застон..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Костик даже закрыл глаза, когда бабушкина чашка, которую он задел локтем, упала со стола, и испытал огромное облегчение, увидев, что чашка (НЕ)РАЗБИТА.

Пассажир, (НЕ)СМОТРЯ кондуктору в глаза, видимо, от смущения, пробормотал слова извинения.

Когда каждый из космонавтов увидит, что использована половина запаса топлива, две ракеты перельют своё (НЕ)ИЗРАСХОДОВАННОЕ топливо в полупустые ёмкости оставшихся двух ракет и отделятся от эскадрильи.

Оказывается, родителям было ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНО, когда они смотрели рекомендованный дочерью фильм.

Выслушав соседей, юноша возразил, что (НЕ)ОБЯЗАН присматривать за чужими цветами, если к нему лично не обратились с просьбой регулярно их поливать.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ правления Ивана III китайские купцы уже привозили в Москву китайский чай, (ПРИ)ЧЁМ этот напиток не получил тогда широкого распространения.

(ПО)НАЧАЛУ русские печи делали без дымохода и топили, как говорят, (ПО)ЧЁРНОМУ.

(В)ВИДУ сложности для понимания обычным читателем смысла отдельных выражений, рассказ аэронавта (С)НАЧАЛА будет отредактирован.

«Дело в том, что я в последнее время маловато сплю, да и гуляю маловато, (СЕЙ)ЧАС даже не читаю ничего, но (ПРИ)ЭТОМ чувствую себя совсем неплохо», — смущённо признался старший брат.

Векторные связи приобретают приблизительно ТЕ(ЖЕ) свойства, что и были описаны, но кривизна их нарушается, БУД(ТО) они прерываются.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Готовый кипячё(1)ый продукт разлейте по небольшим стерилизова(2)ым прогретым стекля(3)ым банкам, накройте их металлическими лакирова(4)ыми крышками и установите в ёмкость с горячей водой.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Литература русского классицизма представлена преимущественно эпической поэмой трагедией и одой.

2) Поэта с детства трогали за душу родные просторы полей и синь широких небес зелёный шум лесов и зеркальная гладь задумчивых лесных озёр.

Читайте также:  Язык интерфейса multi9 что это

3) На территории Липецкой области находятся значительные запасы торфа и карбонатных пород природных строительных материалов и сырья для их производства а также минеральные источники и лечебные грязи.

4) Воздух чист и прозрачен и насыщен запахом трав.

5) Мучительные поиски смысла жизни нравственного идеала скрытых общих закономерностей бытия духовный и социальный критицизм проходят через всё творчество Льва Николаевича Толстого.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предло- жешш должна(-ы) стоять звпятая(-ые).

Самым ранним из (1) сохранившихся до наших дней (2) произведений древнерусской письменной литературы считается «Слово о законе и благодати» (3) написанное митрополитом Иларионом (4) в середине XI века.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Где бы мы ни были, всюду пред нами

Родины пламенный лик.

Слава тебе (1) неотступная (2) память (3)

Жизни (4) бесплодный двойник!

Тысячи тысяч — мы сердцем единым (5)

Клад наш (6) сумели сберечь.

Слава высотам твоим и глубинам (7)

Дивная (8) русская речь! (М.В. Волкова)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё вокруг волчонка жило согласно закону (1) крохотной (2) частицей (3) которого (4) являлся (5) и он сам.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На пресс-конференции по итогам чемпионата (1) спортсмен признался (2) что (3) если бы он не победил (4) то свою спортивную карьеру считал бы завершённой.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Волга — крупнейшая река Европы и одна из самых длинных рек в мире. (2)Протяжённость Волги до создания водохранилищ и постройки Волжского каскада ГЭС составляла 3690 км, на сегодняшний день — 3530 км. (3)Правда, некоторые специалисты утверждают, что длина Волги уменьшилась до 3430 км. (4)Волга занимает 6-е место по длине среди рек России и 16-е место — среди рек всего земного шара, но превосходит по длине все реки мира, впадающие во внутренние водоемы. (5)Расход воды в Волге у истоков составляет 29 Mi/сек, у Твери — 182 Mi/сек, у Ярославля — 1110 Mi/сек, у Нижнего Новгорода — 2970 Mi/сек, у Самары — 7720 Mi/сек, у Волгограда — 8060 Mi/сек, а ниже Волгограда теряется около 2% из-за усиления испарения. (6)Максимальный расход воды в Волге у Волгограда, по расходу воды среди российских рек она занимает 5 место. (7)Средняя скорость течения Волги невысокая — от 2 до 6 км/час.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)В деревне, где я рос, была необыкновенная трава. (2)Вроде клевера, но листочки махонькие и узкие. (3)И стебель весь мохнат ими. (4)И так густо росли стебли, и так высоко поднимались они, что мы, ребятня, играя в прятки, никуда, бывалоча, и не бежали, а так, отойдёшь от места шагов десять, нырь в траву, и лежи хоть до завтра, не найдут, пока не откликнешься. (5)А откликаться не хотелось, так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето. (6)Трава заливала улицу от одних завалинок до других, лишь кое-где пробивали её натоптанные вкрутую белые тропки. (7)Тропки и в дождь только чуть темнели, но ни упругости своей, ни чистоты не теряли. (8)Шли к колодцам. (9)3амшелые стояли колодцы, а вода в них была слаще молока.

(10)Деревня наша Михайловка пошла из выселков. (11)Женились, выходили из отцовских хозяйств молодые всё мужики да бабы, селились на свежей чистой земле, рубили избы, ставили себе новую деревню. (12)Лежала она в излучине светленькой речки Рпени, за речкой заливные луга, а в другом конце, на взгорке, построило общество школу, обсадило берёзками. (13)Высоченные, до земли завесив дремучими космами дебелую наготу, стояли они вокруг тесовой с выскобленным крыльцом школы, безмятежно взирая вокруг, и место это было над местностью главным.

(14)Да и вся деревня была в берёзках, и мы, малыши, в тёплые майские вечера ловили жуков, жужжащих в тёмной путанице берёзовых подзоров. (15)Ловили обтёрханными ватниками, в которых гуляли до ночи, подвернув рукава, а полы — до пяток. (16)Взмахнув ватником, сшибали толстых янтарных жуков. (17)В траве мы исхитрялись прочищать пятачки для городков, но чуть изменяли игре — не могли уже отыскать пятачков, зарастали наглухо.

(18)Как всё ушло? (19)Куда? (20)Когда? (21)Тогда ли, когда выстроились возле граммофонный завод и похожие на заброшенные конюшни бараки? (22)Кораблями выставил город два багровых четырёхэтажных дома. (23)Захваченное ими место называлось Фубра.

(24)В школу, где было всего два класса, пришли худые, горластые ребятишки. (25)Они начали бить нас, деревенских увальней, сразу же. (26)Было их раз в десять больше, и нападали они ватагой. (27)И как ни здоровы были мы, выросшие на молоке и немереном хлебе, количество всегда одолевало качество. (28)Мы, десяток деревенских, привыкшие объединяться лишь для игр, научились сбиваться для драк.

(29)Распадались хозяйства, парни уходили в город. (30)В домах селились приезжие. (31)Однажды начали ломать несколько домов на нашем конце, и прямо поперёк улицы улеглась высоченная, выше домов насыпь, поверху проложили рельсы. (32)Насыпь опоясала деревню, отгородила её от речки, через деревню поехали самосвалы с глиной. (33)Глина завалила улицу от ворот до ворот, она мокла и к осени стала топью. (34)Колодцы снесли, потом построили новые, из досок. (35)Вода в них стала тухлой, в ней плавали консервные банки. (36)Сады позади домов прорезал забор, поднялись на углах его вышки, в них засели вооружённые люди: за забором заключённые строили завод.

(37)Над деревней по насыпи засвистали паровозы. (38)Завод подымался, из-за забора глядел на деревню новорождёнными бессмысленными глазами, и в речку уже текли первые его отходы. (39)Купаться в ней стало нельзя, речка стала болотом. (40)Рыба куда-то ушла.

(41)И совсем исчезла трава. (42)Пропала под глиной, будто её и не было.

(43)Отсутствия её за другими бедами не заметили. (44)Ну пропала и пропала. (45)Иногда только вспо-минали, хвастая перед захожими: а ведь и у нас тут трава была, вот здесь вот, везде, ей-богу, была трава, вот трава так трава, нигде такой не было травы. (46)Но захожие были всё люди торопливые, было им не до травы, да и в самом деле, мало ли трав на свете.

(47)Через несколько лет, как улежалась, стала глина прорастать кой-где осочкой. (48)Жёсткая, бурая росла осочка, откуда только взялась. (49)А уже пилили деревья. (50)Всё было кончено.

(51)Когда я уехал, возвращаться не собирался, но совсем недавно попал на старое место, так уж вышло. (52)И увидел в самом центре гудящего, всё ещё ползущего вширь завода облачко зелени. (53)Там стояли дома, которые не тронули за ненадобностью. (54)Уцелело несколько берёз. (55)Они согнулись, были черны и голы. (56)Густое облало зелени шло от новеньких тополей. (57)Модные деревья, жирненькие коротышки, втыкали в небо опиленные культи и зеленели жадно, стараясь захватить побольше пространства. (58)Как плесень, устилал всё вокруг бесплодный их пух.

(59)Стоял и дедовский дом. (60)Стоял полуразваленный, накренившийся. (61)И резная труба на крыше проржавела насквозь. (62)И медный петух на ней свалился набок. (63)Ремонт тут был ни к чему. (64)А у забора я увидел несколько кустиков травы. (65)Трава редка была, низка. (66)И это была та самая трава. (По В.Б. Чернову*)

* Владимир Борисович Чернов (1939-2013) — российский журналист, редактор.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В пору своего детства рассказчик во время игры в прятки укрывался в траве, будучи всегда уверенным, что его не найдут.

2) Автор надеется, что когда-нибудь в его деревне всё снова станет так, как было в годы его детства.

3) В деревню рассказчика вдруг привезли корабли, оказавшие губительное влияние на необыкновенную траву, которая там росла.

4) В то время, когда рассказчик был ребёнком, в реке, протекающей в его деревне, водилась рыба.

5) Рассказчик не планировал ремонтировать дом, в котором жил его дед.

23. Какие из перечисленных утверждений являются неверными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 представлено повествование.

2) Предложение 25 объясняет содержание предложения 24.

3) Предложение 39 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 38.

4) Предложения 39 и 40 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 59-62 содержится описание.

24. Из предложений 41-43 выпишите синонимы (синонимическую пару).

25. Среди предложений 1-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, однокоренных слов, указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

26. «Автор с ностальгией вспоминает о времени своего детства, когда деревня ещё хранила свои вековые традиции и природа не была тронута влиянием города. Описывая природу своего детства и противопоставляя этим пейзажам картины настоящего, В.Б. Чернов использует такие тропы, как (А)___(в предложениях 13 и 38, 57) и (Б)___(«воде была слаще молока в предложении и «как плесень» в предложении 58), а также приём — (В)___(«и так густо росли стебли, и так высоко поднимались они» в предложении 4; «так пружинила под спиной эта трава, так благоухало в ней жаркое лето» в предложении 5; предложения 61—62). Свои горькие размышления автор облекает в форму такого выразительного синтаксического средства, как (Г)___(предложения 18—21)».

Ссылка на основную публикацию
Кэш инстаграмма как достать фотографии
Instagram – популярный бесплатный сервис для обмена фотографиями. Каждый раз при запуске приложения и загрузке (просмотре) фотографий и видео копии...
Конфликт внутренних идентификаторов у объекта
Office 365, AD, Active Directory, Sharepoint, C#, Powershell. Технические статьи и заметки. 1С 8.3. Расширение - ошибка конфликта обработчика событий...
Кофемашина делонги пишет удалить накипь
Любая техника нуждается в уходе, смазке, очистке, особенно та, которая эксплуатируется ежедневно по несколько раз. Принцип работы кофеварки Делонги –...
Летом мы почти каждый день можем наблюдать
Прочитайте текст и выполните задания 1-3. (1) Летом мы почти каждый день можем наблюдать образование белых, похожих на хлопья ваты...
Adblock detector