Какие тайминги лучше для ddr4 2666

Какие тайминги лучше для ddr4 2666

Илья Гавриченков

29 декабря 2015

⇡#Описание тестовой системы

Ввиду того, что рассматриваемый в этом материале комплект памяти Kingston HyperX Fury DDR4-2666 ориентирован на работу в составе систем с процессором Skylake, его тестирование выполнялось в материнской плате ASUS Maximus VIII Ranger, которая построена на базе чипсета Intel Z170. При этом, чтобы получить результаты, в полной мере отвечающие интересам энтузиастов, установленный в эту плату процессор Core i7-6700K был разогнан до частоты 4,7 ГГц с повышением напряжения питания до 1,46 В.

В целом же в тестировании были задействованы следующие аппаратные компоненты:

  • Процессор: Intel Core i7-6700K (Skylake, 4 ядра + Hyper-Threading, 4,0-4,2 ГГц, 8 Мбайт L3), разогнан до 4,7 ГГц.
  • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнская плата: ASUS Maximus VIII Ranger (LGA1151, Intel Z170).
  • Память: Kingston HyperX Fury DDR4 HX426C15FBK2/16 (2 × 8 Гбайт, DDR4-2666 SDRAM, 15-15-15-35).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 980 Ti (6 Гбайт/384-бит GDDR5, 1000-1076/7010 МГц).
  • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
  • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 10240 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • Intel Chipset Driver 10.1.1.8;
  • Intel Management Engine Interface Driver 11.0.0.1157;
  • NVIDIA GeForce 355.98 Driver.

⇡#Тестирование на разгон

Главной и оказывающей первоочередное влияние на производительность платформы характеристикой современных комплектов памяти является их рабочая частота. Поэтому возможность её увеличения выше штатных значений – немаловажная особенность оверклокерских наборов. Комплект памяти Kingston HyperX Fury DDR4 HX426C15FBK2/16 в этом плане выглядит достаточно многообещающе. Во входящих в него модулях используются универсальные чипы SK Hynix, которые применяются и в гораздо более скоростных комплектах оверклокерской памяти, а их номинальное напряжение не завышено относительно установленной JEDEC величины. В пользу существования немалого разгонного потенциала говорит и репутация производителя. На протяжении многих лет Kingston славится солидным «запасом прочности» продуктов.

Практические испытания комплекта HX426C15FBK2/16 на разгон проводилось по следующей схеме:

  • Напряжение питания DDR4 SDRAM увеличивалось до 1,35 В – оно считается безопасным для долговременного использования. С ним обычно не деградирует ни процессорный контроллер памяти, ни сами модули.
  • Устанавливалась «слабая» схема задержек 17-19-19-40, при которой определялась максимальная частота стабильной работоспособности модулей памяти.
  • При установленной максимальной частоте DDR4 SDRAM выполнялся поиск наиболее агрессивной схемы таймингов, при которой модули сохраняют способность к стабильному функционированию.
  • Проверка стабильности подсистемы памяти подтверждалась десятикратным прогоном теста LinX 0.6.5 AVX Edition с задействованием всего доступного объёма памяти и дополнительной проверкой в тесте Memtest86+ v5.01.

Однако прежде чем говорить о достижениях в разгоне, считаем необходимым сказать и о том, что декларируемые в спецификациях параметры модулей HX426C15FBK2/16 описывают их свойства далеко не в полной мере. Как показала практическая проверка, даже без увеличения напряжения свыше номинальных 1,2 В, этот комплект способен работать при меньшем уровне задержек, чем обещает производитель. Например, нам без труда удалось добиться стабильной работы в режиме DDR4-2666 со схемой таймингов 14-14-14-35, которые позволяют получить немного лучшую производительность. Впрочем, гораздо результативнее весь потенциал DDR4-модулей на чипах SK Hynix раскрывается всё же при увеличении напряжения. Причём установка «оверклокерского» напряжения 1,35 В позволяет как наращивать частоту работы модулей, так и уменьшать их задержки.

В первом эксперименте мы попробовали выяснить, какая наиболее агрессивная схема задержек возможна для комплекта HX426C15FBK2/16, если его частоту оставить номинальной – 2666 МГц. И как оказалось, данный комплект сохраняет полную стабильность вплоть до таймингов 13-14-14-35. Иными словами, параметр CAS Latency легко можно уменьшить на 2 такта.

Однако называть это достижение впечатляющим мы бы не стали. Дело в том, что оверклокерские комплекты DDR3 SDRAM, с которыми волей-неволей хочется сопоставлять новую DDR4-память, при частоте 2666 МГц обычно обеспечивают еще более агрессивные тайминги. Впрочем, низкую латентность для DDR4 никто и не обещал. Преимущество нового типа памяти заключается в первую очередь в способности работы на более высоких, чем раньше, частотах. Именно это и продемонстрировал второй эксперимент, в рамках которого мы постарались выжать из Kingston HyperX Fury DDR4 HX426C15FBK2/16 максимальную частоту. Как выяснилось, стабильность этого комплекта сохраняется вплоть до режима DDR4-3000. Тайминги, правда, в этом случае пришлось поднять до 17-19-19-38, однако итоговая производительность подсистемы памяти все равно увеличилась, так как в современных системах критически важным параметром является пропускная способность памяти, а не её латентность.

В заключение знакомства с модулями памяти Kingston HyperX Fury DDR4 HX426C15FBK2/16 мы провели тестирование их производительности при работе в номинальном режиме и при различных вариантах разгона, описанных в предыдущем разделе . Сравнение полученных результатов позволит сделать вывод о том, какое различие в быстродействии системы способны обеспечить комплекты DDR4 SDRAM с разными характеристиками и насколько вообще целесообразно заниматься разгоном памяти в системах на базе процессоров Skylake.

Для измерения производительности использовался следующий набор тестов:

Синтетические бенчмарки:

  • AIDA64 Cache & Memory Benchmark 4.1.643-x64 – измерение скорости операций с оперативной памятью.
  • ASUS MemTweakIt 2.02.16 – измерение параметра DRAM Efficiency Score.

Комплексные бенчмарки:

  • BAPCo SYSmark 2014 ver 1.5 – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом — создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео) и Data/Financial Analysis (статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой финансовой модели).

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC 2015 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom 6.1 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 12-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Nikon D300.
  • Blender 2.76 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
  • WinRAR 5.30 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • x265 1.7+357 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 22 Мбит/с.

Игры:

  • Grand Theft Auto V. Настройки для разрешения 1280 × 800: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = Off, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = Off, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum. Настройки для разрешения 1920 × 1080: DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
  • Thief. Настройки для разрешения 1280 × 800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.
  • Total War: Attila. Настройки для разрешения 1280 × 800: Anti-Aliasing = Off, Texture Resolution = Ultra; Texture Filtering = Anisotropic 4x, Shadows = Max. Quality, Water = Max. Quality, Sky = Max. Quality, Depth of Field = Off, Particle Effects = Max. Quality, Screen space reflections = Max. Quality, Grass = Max. Quality, Trees = Max. Quality, Terrain = Max. Quality, Unit Details = Max. Quality, Building Details = Max. Quality, Unit Size = Ultra, Porthole Quality = 3D, Unlimited video memory = Off, V-Sync = Off, SSAO = On, Distortion Effects = On, Vignette = Off, Proximity fading = On, Blood = On. Настройки для разрешения 1920 × 1080: Maximum Quality.

Для полноты картины в тестирование мы также добавили и «обычные» модули DDR4-2133, которые работают с задержками 15-15-15-35. Это – стандартный режим DDR4-памяти, который поддерживается в LGA1151-системах, и именно такую частоту и задержки имеет большинство продающихся в магазинах недорогих «безымянных» модулей DDR4 SDRAM.

В первую очередь обратимся к результатам синтетических тестов.

Как частота работы, так и тайминги оказывают определённое влияние на скорость подсистемы памяти. Однако увеличение частоты даёт заметно больший прирост результатов в тестах реальной пропускной способности. Кроме того, разрыв между результатами DDR4-2133 и DDR4-2666 существенно больше, чем между показателями конфигураций с DDR4-2666 и DDR4-3000. Это объясняется как большей разницей в частотах, так и тем, что переход к скоростным режимам требует достаточно сильного ослабления задержек. Кстати, именно необходимость использования высоких таймингов приводит к тому, что с точки зрения практической латентности DDR4-3000 оказывается менее выгодным режимом, чем DDR4-2666 с CAS Latency, равной 13. Впрочем, увидеть такую картину удаётся только в одном тесте.

Однако следует понимать, что результаты в синтетических тестах демонстрируют некую идеальную картину, не отражающую реальную производительность. Насколько же сильно быстродействие платформы в целом зависит от скорости работы памяти, покажут комплексные тесты, использующие для измерения быстродействия задачи из реальной жизни.

Измеряющий средневзвешенную производительность в пользовательских задачах бенчмарк SYSmark 2014 1.5 рисует куда менее яркую картину зависимости быстродействия от параметров подсистемы памяти. Разница в скорости работы одной и той же системы с DDR4-2133 и DDR4-2666 составляет лишь 2,5 процента, а эффект от дальнейшего увеличения частоты памяти настолько мал, что его практически невозможно заметить.

Однако не будем полагаться на один лишь только комплексный тестовый пакет и дополнительно посмотрим на скорость работы в популярных приложениях, которые реагируют на производительность подсистемы памяти более чутко.

Приложения, скорость работы подсистемы памяти для которых очень важна, действительно существуют! Эффект от установки в систему модулей, работающих в режиме DDR4-2666, хорошо проявляется при работе архиватора и в случае обработки изображений. Впрочем, определённый эффект быстрая память даёт и в случае финального рендеринга или при перекодировании видео высокого разрешения. Но при этом правильнее говорить не о том, что в LGA1151-системе лучше иметь быструю память, а о том, что медленную память лучше не иметь. DDR4-2666 позволяет получить вполне отчётливый прирост быстродействия по сравнению со стандартной DDR3-2133, но вот дальнейший разгон уже не так сильно отражается на показателях производительности.

Но самая интересная часть нашего тестирования – измерение игровой производительности. Дело в том, что теоретически современные 3D-игры относятся к числу задач, нуждающихся в быстрой памяти, и можно ожидать, что при игровом использовании быстрая память сможет раскрыть свои преимущества в полной мере.

Как видно из приведённых диаграмм, на самом деле на реальную игровую производительность скорость подсистемы памяти практически не влияет. Максимальное различие в производительности между DDR4-2133 и DDR4-3000 в FullHD-разрешении с высокими настройками качества изображения – чуть более одного процента. Главным определяющим фактором здесь давно выступает видеокарта, и именно от её мощности больше всего зависит частота кадров. Влияние памяти проявляется, если существенно разгрузить графическую подсистему, понизив разрешение и отключив сглаживание . Так, разница в частоте кадров при использовании обычной DDR4-2133 и комплектов вроде HX426C15FBK2/16 может доходить до 10 процентов. А если такой комплект памяти ещё и разогнать, то прирост может достигать 12-13 процентов. Правда, чтобы увидеть это преимущество при реальной игровой нагрузке, нужно иметь очень производительную графическую подсистему, возможно даже построенную при помощи одной из технологий мульти-GPU. Однако радикальное снижение качества графики в этом случае — ситуация совершенно искусственная, и эти результаты могут быть интересны только в исследовательских целях.

Вся серия оперативной памяти Kingston HyperX Fury DDR4 позиционируется как некий компромиссный вариант между производительностью и ценой. И рассмотренный нами сегодня двухканальный 16-гигабайтный комплект HX426C15FBK2/16 является очень ярким примером проведения такой идеологии в жизнь. Стоимость этого набора модулей, относящихся к классу DDR4-2666, лишь незначительно превышает цену обычных планок DDR4 SDRAM, но их номинальный режим работы и обеспечиваемая ими производительность существенно лучше. Поэтому нет никаких сомнений в том, что такие модули отлично подойдут для высокопроизводительных сборок на базе флагманских процессоров Skylake. Более того, применение такой DDR4 SDRAM позволит быть совершенно уверенным, что в получившейся конфигурации подсистема памяти заведомо не будет узким местом . Но даже если вдруг у вас зародятся в этом какие-то сомнения, то комплект HX426C15FBK2/16 можно легко разогнать до частоты 2800 или даже 3000 МГц, характерной скорее для оверклокерских систем высокого класса, чем для обычных персональных компьютеров.

Однако одним лишь этим преимущества комплектов Kingston HyperX Fury DDR4 не ограничиваются. Вместе с тем, что эти модули могут быть интересны для энтузиастов высокой производительности, тонкой настройкой выжимающих из своей системы все соки, они хорошо подходят и для менее опытных пользователей. Реализованная в них технология Kingston PnP решает все проблемы с правильным конфигурированием, не требуя после инсталляции памяти какого-либо вмешательства в параметры BIOS Setup. А если к сказанному добавить и приятные мелочи вроде встроенных термодатчиков, эффектного внешнего вида и размера радиаторов, совместимого с любыми кулерами, то становится понятно, что комплект Kingston HyperX Fury DDR4 HX426C15FBK2/16 – это один из лучших на сегодняшний день вариантов памяти для применения в LGA1151-системах. Благо предлагаемый 16-гигабайтный объём не просто вполне достаточен для современного компьютера, но даёт хороший запас на перспективу, а по производительности DDR4-2666 представляется чуть ли не оптимальным вариантом.

На страницах нашего портала мы уже имели возможность познакомить читателя с комплектом оперативной памяти 2×8 Гбайт DDR4-2666 Corsair Vengeance RGB DDR4 (CMR16GX4M2A2666C16), имеющей профиль XMP с частотой 2666 МГц, настраиваемую RGB-подсветку.

На этот раз к нам попал комплект оперативной памяти 2×8 Гбайт DDR4-2666 Corsair Vengeance RGB PRO 16 GB (CMW16GX4M2A2666C16). Серия Vengeance RGB PRO также обладает RGB-подсветкой, но отличается измененным внешним видом радиаторов и в нее входят модули с частотами от 2666 МГц до 4700 МГц.

Однако, что на счет разгона комплекта с частотой 2666 МГц? Ведь как раз «низкочастотные» комплекты позволяют получить большую частоту с меньшими денежными затратами, хотя о лотерее не стоит забывать.

Технические характеристики

  • Модель: Corsair Vengeance RGB PRO 16 GB (CMW16GX4M2A2666C16);
  • Тип памяти: DDR4 288-пин;
  • Емкость: 2 x 8 Гбайт;
  • Поддержка профиля Intel X.M.P.: Да, v2.0;
  • Тактовая частота: 2666 МГц;
  • Тайминги памяти: 16-18-18-35;
  • Рабочее напряжение: 1.20 В;
  • Профиль SPD: частота 2133 МГц, тайминги 15-15-15-36, напряжение 1.20 В;
  • Радиатор: имеется, алюминий, черный;
  • Подсветка: RGB, многозонная;
  • Гарантия: пожизненная ограниченная.

Упаковка и комплектация

Обратная сторона – это многоязычное описание, с указанием позиционирования серии Vengeance RGB PRO как игровой, уточнением количества RGB-светодиодов (10 шт) и напоминанием о возможностях управления подсветкой через фирменную утилиту Corsair iCUE, а так же поддержку технологий Gigabyte RGB Fusion и MSI Mystic Light. На этой же стороне есть пара «окон», через которые видным маркировка модулей памяти и, здесь же, присутствует наклейка с серийным номером комплекта. Сами модули находятся в прозрачном блистере.

Внешний вид

Комплект поставки включает два модуля памяти Corsair Vengeance RGB PRO оснащенных радиаторами с черной окраской и полупрозрачным пластиком сверху.

Говоря о радиаторах, то это алюминиевые пластины. Ребер, улучшающих теплоотвод, у них нет, но и такого исполнения должно хватить. Прозрачный пластик, размещенный между двумя половинками пластин, выполняет эстетическую роль, скрывая 10 светодиодов, и позволяет получить эффектную RGB-подсветку. В итоге высота модулей составляет 52 мм, поэтому при выборе данных модулей придется помнить о кулерах, не перекрывающих слоты памяти.

С одной из сторон имеется наклейка с маркировкой модулей CMW16GX4M2A2666C16. На ней отмечен тип памяти DDR4, объем комплекта 16 Гбайт (2 модуля по 8 Гбайт), частота 2666 МГц, основные тайминги 16-18-18-35 и рабочее напряжение 1.20 В.

В отличии от серии Corsair Vengeance RGB, в серии Vengeance RGB PRO подсветка сверху получается практически полностью сплошной и, за счет перфорации радиаторов, она будет видна с боков. В результате это усилит эффект от ее работы.

Тестовый стенд

  • Процессор AMD Ryzen 5 2400G;
  • Система охлаждения Noctua NH-U9S;
  • Термоинтерфейс ARCTIC MX-2;
  • Материнская плата Biostar B350GTN;
  • Оперативная память 2х8 Гбайт DDR4-2666 Corsair Vengeance RGB PRO 16 GB (CMW16GX4M2A2666C16);
  • Видеокарта MSI GeForce GTX 1080 GAMING X 8G;
  • Накопитель SSD Samsung EVO 960250Gb;
  • Корпус Fractal Design Define R5;
  • Блок питания be quiet! Straight Power 11 750W.
  • Процессор Intel Core i5 7600K;
  • Система охлаждения Noctua NH-U14S;
  • Термоинтерфейс ARCTIC MX-2;
  • Материнская плата ASUS ROG MAXIMUS IX FORMULA;
  • Оперативная память 2х8 Гбайт DDR4-2666 Corsair Vengeance RGB PRO 16 GB (CMW16GX4M2A2666C16);
  • ВидеокартаMSI GeForce GTX 1080 GAMING X 8G;
  • Накопитель SSD Kingston HyperX Fury 240 Гбайт (SHFS37A/240G);
  • Корпус Fractal Design Define S;
  • Блок питания be quiet! Straight Power 11 750W.

Внешний вид установленного комплекта памяти Corsair в тестовом стенде #1. Хорошо видно, что радиаторы памяти частично блокируют поступление воздушного потока к вентилятору и в случае использования крупных (широких) кулеров могут сделать невозможным их установку.

Наличие прозрачного пластика вверху и перфорация по бокам действительно обеспечивают эффектный внешний вид от работы RGB-подсветки.

Информация о памяти

С помощью утилиты Thaiphoon Burner была получена следующая информация о комплекте модулей памяти 2х8 Гбайт DDR4-2666 Corsair Vengeance RGB PRO. Это одноранговая память, основанная на восьми микросхемах Micron MT40A1G8WE-083E:B (B-die, 20 нм). Подобные используются и в серии Vengeance RGB. Из интересного можно отметить наличие датчика температуры, позволяющего контролировать нагрев модулей.

Базовой (SPD) является частота 2133 МГц, а в единственном XMP-профиле прописана частота 2666 МГц с таймингами 16-18-18-35 при рабочем напряжении памяти 1.20 В.

Программное обеспечение

Напомним, что комплект оперативной памяти Vengeance RGB PRO 16 GB (CMW16GX4M2A2666C16) имеет RGB-подсветку и ей можно управлять с помощью фирменной утилиты iCUE, которая используется для настройки и других продуктов Corsair.

Говоря о настройках памяти, то их, конечно же, немного. Доступна смена цвета со спецэффектами (11 шт), можно увидеть частоту и тайминги памяти, температуру модулей и график во времени.

Разгон и тестирование

Тестирование комплекта 2х8 Гбайт DDR4-2666 Corsair Vengeance RGB PRO на разгон проводилось на двух платформах и результаты не заставили себя ждать.

Платформа AMD AM4. В серии Corsair Vengeance RGB PRO есть комплект с теми же таймингами 16-18-18-35, но с частотой 3200 МГц при рабочем напряжении памяти 1.35 В. К сожалению повторить эти параметры нашему комплекту не удалось (система не стартовала), однако он прекрасно заработал на частоте 2933 МГц (BIOS платы Biostar не имеет возможности выбора частоты 3066 МГц). С повышением таймингов до 18-19-19-39 1T комплект смог работать на более высокой частоте 3333 МГц (напомним про нелюбовь платформы AMD к выставлению нечетных значений первого параметра CAS Latency).

Прирост производительности от разгона хорошо виден по диаграммам ниже.

Платформа Intel LGA1151. Помимо полученных частот на платформе AMD, разгон на платформе Intel позволил достичь более высокойпланки– 3733 МГц. Для микросхем памяти Micron B-Die это весьма неплохой показатель, хотя тайминги пришлось поднять. До 21-23-23-45 2Т при напряжении 1.35 В.

И сразу же обратим внимание на умеренный нагрев модулей – 45 °С.

Примечание. На платформе AMD, в пике, при длительной игровой нагрузке в закрытом корпусе, температура доходила до 55 °С, что объясняется близким расположением модулей к кулеру Noctua.

Относительно частоты 3333 МГц, прирост производительности от частоты 3733 МГц получился не таким впечатляющим и причина кроется в более высоких таймингах, но возможно кому-то нужна будет именно более высокая частота и возможности памяти видны.

Заключение

Также как и в случае модулями Corsair Vengeance RGB, комплект оперативной памяти 2×8 Гбайт DDR4-2666 Corsair Vengeance RGB PRO 16 GB (CMW16GX4M2A2666C16), основанный на памяти Micron B-Die (20 нм), приятно удивил своим разгонным потенциалом, позволив работать платформах AMD и Intel с частотой 3333 МГц и неплохими таймингами.

Внешне смотрится комплект стильно и явно прослеживается уклон в сторону повышения зоны работы RGB-подсветки в которой используется 10 светодиодов. Да и количество настраиваемых эффектов увеличилось за счет фирменного программного обеспечения iCUE, через которое можно контролировать температуру нагрева модулей.

Особых недостатков в комплекте памяти мы не обнаружили, однако отметим, что, на момент написания обзора, разницав стоимости между комплектами из серий Vengeance RGB и Vengeance RGB PRO с одинаковой частотой 2666 МГц составляет около 3000 рублей, что заставляет задуматься о выборе, «что взять?».

  • Стильный внешний вид;
  • Наличие настраиваемой RGB-подсветки с 10-ю светодиодами;
  • Профиль XMP на 2666 МГц;
  • Хороший разгонный потенциал;
  • Невысокий нагрев;
  • Пожизненная гарантия.
  • Относительно высокая стоимость.

История оперативной памяти, илиОЗУ, началась в далёком 1834 году, когда Чарльз Беббидж разработал «аналитическую машину» — по сути, прообраз компьютера. Часть этой машины, которая отвечала за хранение промежуточных данных, он назвал «складом». Запоминание информации там было организовано ещё чисто механическим способом, посредством валов и шестерней.

В первых поколениях ЭВМ в качестве ОЗУ использовались электронно-лучевые трубки, магнитные барабаны, позже появились магнитные сердечники, и уже после них, в третьем поколении ЭВМ появилась память на микросхемах.

Сейчас ОЗУ выполняется по технологии DRAM в форм-факторах DIMM и SO-DIMM, это динамическая память, организованная в виде интегральных схем полупроводников. Она энергозависима, то есть данные исчезают при отсутствии питания.

Выбор оперативной памяти не является сложной задачей на сегодняшний день, главное здесь разобраться в типах памяти, её назначении и основных характеристиках.

Типы памяти

SO-DIMM

Память форм-фактора SO-DIMM предназначена для использования в ноутбуках, компактных ITX-системах, моноблоках — словом там, где важен минимальный физический размер модулей памяти. Отличается от форм-фактора DIMM уменьшенной примерно в 2 раза длиной модуля, и меньшим количеством контактов на плате (204 и 360 контактов у SO-DIMM DDR3 и DDR4 против 240 и 288 на платах тех же типов DIMM-памяти).

По остальным характеристикам — частоте, таймингам, объёму, модули SO-DIMM могут быть любыми, и ничем принципиальным от DIMM не отличаются.

DIMM — оперативная память для полноразмерных компьютеров.

Тип памяти, который вы выберете, в первую очередь должен быть совместим с разъёмом на материнской плате. ОЗУ для компьютера делится на 4 типа – DDR, DDR2, DDR3 и DDR4.

Память типа DDR появилась в 2001 году, и имела 184 контакта. Напряжение питания составляло от 2.2 до 2.4 В. Частота работы – 400МГц. До сих пор встречается в продаже, правда, выбор невелик. На сегодняшний день формат устарел, — подойдёт, только если вы не хотите обновлять систему полностью, а в старой материнской плате разъёмы только под DDR.

Стандарт DDR2 вышел уже в 2003-ем, получил 240 контактов, которые увеличили число потоков, прилично ускорив шину передачи данных процессору. Частота работы DDR2 могла составлять до 800 МГц (в отдельных случаях – до 1066 МГц), а напряжение питания от 1.8 до 2.1 В – чуть меньше, чем у DDR. Следовательно, понизились энергопотребление и тепловыделение памяти.

Отличия DDR2 от DDR:

· 240 контактов против 120 · Новый слот, несовместимый с DDR · Меньшее энергопотребление · Улучшенная конструкция, лучшее охлаждение · Выше максимальная рабочая частотаТакже, как и DDR, устаревший тип памяти — сейчас подойдёт разве что под старые материнские платы, в остальных случаях покупать нет смысла, так как новые DDR3 и DDR4 быстрее.

В 2007 году ОЗУ обновились типом DDR3, который до сих пор массово распространён. Остались всё те же 240 контактов, но слот подключения для DDR3 стал другим – совместимости с DDR2 нет. Частота работы модулей в среднем от 1333 до 1866 МГц. Встречаются также модули с частотой вплоть до 2800 МГц.

DDR3 отличается от DDR2:

· Слоты DDR2 и DDR3 несовместимы.

· Тактовая частота работы DDR3 выше в 2 раза – 1600 МГц против 800 МГц у DDR2.

· Отличается сниженным напряжением питания – порядка 1.5В, и меньшим энергопотреблением (в версииDDR3Lэто значение в среднем ещё ниже, около 1.35 В).· Задержки (тайминги) DDR3 больше, чем у DDR2, но рабочая частота выше. В целом скорость работы DDR3 на 20-30% выше.

DDR3 — на сегодня хороший выбор. Во многих материнских платах в продаже разъёмы под память именно DDR3, и в связи с массовой популярностью этого типа, вряд ли он скоро исчезнет. Также он немного дешевле DDR4.

DDR4 – новый тип ОЗУ, разработанный только в 2012 году. Является эволюционным развитием предыдущих типов. Пропускная способность памяти снова повысилась, теперь достигая 25,6 Гб/с. Частота работы также поднялась – в среднем от 2133 МГц до 3600 МГц. Если же сравнивать новый тип с DDR3, который продержался на рынке целых 8 лет и получил массовое распространение, то прирост производительности незначителен, к тому же далеко не все материнские платы и процессоры поддерживают новый тип.

· Несовместимость с предыдущими типами · Пониженно напряжение питания – от 1.2 до 1.05 В, энергопотребление тоже снизилось · Рабочая частота памяти до 3200 МГц (может достигать 4166 МГц в некоторых планках), при этом, конечно, выросшие пропорционально тайминги · Может незначительно превосходить по скорости работы DDR3

Если у вас уже стоят планки DDR3, то торопиться менять их на DDR4 нет никакого смысла. Когда этот формат распространится массово, и все материнские платы уже будут поддерживать DDR4, переход на новый тип произойдёт сам собой с обновлением всей системы. Таким образом, можно подытожить, что DDR4 – скорее маркетинг, чем реально новый тип ОЗУ.

Какую частоту памяти выбрать?

Выбор частоты нужно начинать с проверки максимально поддерживаемых частот вашим процессором и материнской платой. Частоту выше поддерживаемой процессором имеет смысл брать только при разгоне процессора.

На сегодняшний день не стоит выбирать память с частотой ниже 1600 МГц. Вариант 1333 МГц допустим в случае DDR3, если это не завалявшиеся у продавца древние модули, которые явно будут медленнее новых.

Оптимальный вариант на сегодня — это память с интервалом частот от 1600 до 2400 МГц. Частота выше почти не имеет преимущества, но стоит гораздо дороже, и как правило является разогнанными модулями с поднятыми таймингами. Для примера, разница между модулями в 1600 и 2133 Мгц в ряде рабочих программ будет не более 5-8 %, в играх разница может быть ещё меньше. Частоты в 2133-2400 Мгц стоит брать, если вы занимаетесь кодированием видео/аудио, рендерингом.

Разница же между частотами в 2400 и 3600 Мгц обойдётся вам довольно дорого, при этом не прибавив ощутимо скорости.

Какой объём оперативной памяти брать?

Объём, который вам понадобится, зависит от типа работы, производимой на компьютере, от установленной операционной системы, от используемых программ. Также не стоит упускать из виду максимально поддерживаемый объём памяти вашей материнской платой.

Объём 2 ГБ — на сегодняшний день, может хватить разве что только для просмотра интернета. Больше половину будет съедать операционная система, оставшегося хватит на неторопливую работу нетребовательных программ.

Объём 4 ГБ – подойдёт для компьютера средней руки, для домашнего пк-медиацентра. Хватит, чтобы смотреть фильмы, и даже поиграть в нетребовательные игры. Современные – увы, с потянет с трудом. (Станет лучшим выбором, если у вас 32-разрядная операционная система Windows, которая видит не больше 3 ГБ оперативной памяти)

Объём 8 ГБ (или комплект 2х4ГБ) – рекомендуемый объём на сегодня для полноценного ПК. Этого хватит для почти любых игр, для работы с любым требовательным к ресурсам софтом. Лучший выбор для универсального компьютера.

Объём 16 ГБ (или наборы 2х8ГБ, 4х4ГБ)- будет оправданным, если вы работаете с графикой, тяжёлыми средами программирования, или постоянно рендерите видео. Также отлично подойдёт для ведения онлайн-стримов – здесь с 8 ГБ могут быть подвисания, особенно при высоком качестве видео-трансляции. Некоторые игры в высоких разрешениях и с HD-текстурами могут лучше себя вести с 16 ГБ оперативной памяти на борту.

Объём 32 ГБ (набор 2х16ГБ, или4х8ГБ)– пока очень спорный выбор, пригодится для каких-то совсем экстремальных рабочих задач. Лучше будет потратить деньги на другие комплектующие компьютера, это сильнее отразится на его быстродействии.

Режимы работы: лучше 1 планка памяти или 2?

ОЗУ может работать в одно-канальном, двух-, трёх- и четырёх-канальном режимах. Однозначно, если на вашей материнской плате есть достаточное количество слотов, то лучше взять вместо одной планки памяти несколько одинаковых меньшего объёма. Скорость доступа к ним вырастет от 2 до 4 раз.

Чтобы память работала в двухканальном режиме, нужно устанавливать планки в слоты одного цвета на материнской плате. Как правило, цвет повторяется через разъём. Важно при этом, чтобы частота памяти в двух планках была одинаковой.

Single chanell Mode – одноканальный режим работы. Включается, когда установлена одна планка памяти, или разные модули, работающие на разной частоте. В итоге память работает на частоте самой медленной планки.

Dual Mode – двухканальный режим. Работает только с модулями памяти одинаковой частоты, увеличивает скорость работы в 2 раза. Производители выпускают специально для этого комплекты модулей памяти, в которых может быть 2 или 4 одинаковых планки.

Triple Mode – работает по тому же принципу, что и двух-канальный. На практике не всегда быстрее.

Quad Mode — четырёх-канальный режим, который работает по принципу двухканального, соответственно увеличивая скорость работы в 4 раза. Используется, там где нужна исключительно высокая скорость — например, в серверах.

Flex Mode– более гибкий вариант двухканального режима работы, когда планки разного объёма, а одинаковая только частота. При этом в двухканальном режиме будут использоваться одинаковые объёмы модулей, а оставшийся объём будет функционировать в одноканальном.

Нужен ли памяти радиатор?

Сейчас уже давно не те времена, когда при напряжении в 2 В достигалась частота работы в 1600 МГц, и в результате выделялось много тепла, которое надо было как-то отводить. Тогда радиатор мог быть критерием выживаемости разогнанного модуля.

В настоящее время же энергопотребление памяти сильно снизилось, и радиатор на модуле может быть оправдан с технической точки зрения, только если вы увлекаетесь оверклокингом, и модуль будет работать у вас на запредельных для него частотах. Во всех остальных случаях радиаторы можно оправдать, разве что, красивым дизайном.

В случае, если радиатор массивный, и заметно увеличивает высоту планки памяти – это уже существенный минус, поскольку он может помешать вам поставить в систему процессорный суперкулер. Существуют, кстати, специальные низкопрофильные модули памяти, предназначенные для установки в компактные корпуса. Они несколько дороже модулей обычного размера.

Что такое тайминги?

Тайминги, или латентность (latency) – одна из самых важных характеристик оперативной памяти, определяющих её быстродействие. Обрисуем общий смысл этого параметра.

Упрощённо оперативную память можно представить, как двумерную таблицу, в которой каждая ячейка несёт информацию. Доступ к ячейкам происходит по указанию номера столбца и строки, и указание это происходит при помощи стробирующего импульса доступа к строке RAS(Row Access Strobe) и стробирующего импульса доступа к столбцу CAS (Acess Strobe) путём изменения напряжения. Таким образом, за каждый такт работы происходят обращения RAS и CAS, и между этими обращениями и командами записи/чтения существуют определённые задержки, которые и называются таймингами.

В описании модуля оперативной памяти можно увидеть пять таймингов, которые для удобства записываются последовательностью цифр через дефис, например 8-9-9-20-27.

· tRCD (time of RAS to CAS Delay)— тайминг, который определяет задержку от импульса RAS до CAS

· CL (timе of CAS Latency) — тайминг, определяющий задержку между командой о записи/чтении и импульсом CAS

· tRP (timе of Row Precharge) — тайминг, определяющий задержку при переходах от одной строки к следующей

· tRAS (time of Active to Precharge Delay) — тайминг, который определяет задержку между активацией строки и окончанием работы с ней; считается основным значением

· Command rate– определяет задержку между командой выбора отдельного чипа на модуле до команды активации строки; этот тайминг указывают не всегда.

Если говорить ещё проще, то о таймингах важно знать только одно – чем их значения меньше, тем лучше. При этом планки могут иметь одинаковую частоту работы, но разные тайминги, и модуль с меньшими значениями всегда будет быстрее. Так что стоит выбирать минимальные тайминги, для DDR4 ориентиром средних значений будут тайминги 15-15-15-36, для DDR3 — 10-10-10-30. Также стоит помнить, что тайминги связаны с частотой памяти, так что при разгоне скорее всего придётся поднять и тайминги, и наоборот — можно вручную опустить частоту, снизив при этом тайминги. Выгоднее всего обращать внимание на совокупность этих параметров, выбирая скорее баланс, и не гнаться за крайними значениями параметров.

Как определиться с бюджетом?

Располагая большей суммой, вы сможете позволить себе больший объём оперативной памяти. Основное отличие дешёвых и дорогих модулей будет в таймингах, частоте работы, и в бренде – известные, разрекламированные могут стоить немного дороже noname модулей непонятного производителя.

Кроме того, дополнительных денег стоит радиатор, установленный на модули. Далеко не всем планкам он нужен, но производители сейчас на них не скупятся.

Цена будет также зависеть от таймингов, чем они ниже- тем выше скорость, и соответственно, цена.

Итак, имеядо 2000 рублей, вы сможете приобрести модуль памяти объёмом 4 ГБ, или 2 модуля по 2 ГБ, что предпочтительнее. Выбирайте в зависимости от того, что позволяет конфигурация вашего пк. Модули типа DDR3 обойдутся почти вдвое дешевле чем DDR4. При таком бюджете разумнее брать именно DDR3.

В группу до 4000 рублей входят модули объёмом в 8 ГБ, а также наборы 2х4 ГБ. Это оптимальный выбор для любых задач, кроме профессиональной работы с видео, и в любых других тяжёлых средах.

В сумму до 8000 рублей обойдётся объём памяти в 16 ГБ. Рекомендуется для профессиональных целей, или для заядлых геймеров — хватит даже про запас, в ожидании новых требовательных игр.

Если не проблема потратить до 13000 рублей, то самым лучшим выбором будет вложить их в набор из 4 планок по 4 ГБ. За эти деньги можно выбрать даже радиаторы покрасивее, возможно для последующего разгона.

Больше 16 ГБ без цели работы в профессиональных тяжёлых средах (да и то не во всех) брать не советую, но если очень хочется, то за сумму от 13000 рублей вы сможете залезть на Олимп, приобретя комплект на 32 ГБ или даже64 ГБ. Правда, смысла для рядового пользователя или геймера в этом будет не много – лучше потратить средства, скажем, на флагманскую видеокарту.

Читайте также:  Как улучшить работу компьютера на windows 7
Ссылка на основную публикацию
Какая windows лучше максимальная или профессиональная
Производитель Microsoft Kaspersky 1C Symantec Dr.Web Eset Недавние статьи Office 365 Home - настройка общего доступа по подписке Как активировать...
Как установить onekey recovery lenovo
Информация о программе Описание OneKey Recovery - бесплатная утилита, которая по умолчанию устанавливается на большинство современных ноутбуков Lenovo. Как показывает...
Как установить proshow producer на русском
Обзор Прошоу Продюсер В прошлом году вышла новая версия программы Photoshow Producer, – качественного инструмента для создания видеопрезентаций из изображений,...
Какая батарея лучше литий ионная или полимерная
Инженерная мысль непрерывно развивается: ее стимулируют постоянно возникающие проблемы, требующие для своего решения разработки новых технологий. В свое время на...
Adblock detector