Языки программирования для егэ по информатике

Языки программирования для егэ по информатике

Какой язык программирования выбрать, на каких задачах стоит сосредоточиться и как распределить время на экзамене

Разные вузы требуют разные вступительные экзамены по IT-направлениям. Где-то нужно сдавать физику, где-то – информатику. К какому экзамену готовиться – решать вам, но стоит иметь в виду, что конкурс на специальности, где надо сдавать физику, обычно ниже, чем на специальностях, где требуется ЕГЭ по информатике, т.е. вероятность поступить «через физику» больше.

Зачем тогда сдавать ЕГЭ по информатике?

  • К нему быстрее и проще подготовиться, чем к физике.
  • Вы сможете выбирать из большего количества специальностей.
  • Вам будет легче учиться по выбранной специальности.

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов. Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

Как готовиться к решению задач из первой части

  • Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны. Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
  • Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
  • Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
  • Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике — один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
  • Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
  • Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
  • Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.
Читайте также:  Приложение которое увеличивает глаза

Что нужно знать о решении задач с развёрнутым ответом

25 задача требует составления простой программы

26 задача — на теорию игр

27 задача — необходимо запрограммировать сложную программу

Основную трудность на экзамене представляет 27 задача. Ее решает только 60-70% пишущих ЕГЭ по информатике. Ее особенность заключается в том, что к ней невозможно подготовиться заранее. Каждый год на экзамен выносится принципиально новая задача. При решении задачи №27 нельзя допустить ни одной смысловой ошибки.

Как рассчитывать время на экзамене

Ориентируйтесь на данные, которые приведены в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по информатике. В ней указано примерное время, отведенное на выполнение заданий первой и второй части экзамена.

ЕГЭ по информатике длится 235 минут

Из них 90 минут отводится на решение задач из первой части. В среднем на каждую задачу из первой части уходит от 3 до 5 минут. На решение задачи №23 требуется 10 минут.

Остается 145 минут на решение заданий второй части экзамена, при этом для решения последней задачи №27 понадобится не менее 55 минут. Эти расчеты выполнены специалистами Федерального института педагогических измерений и основаны на результатах экзаменов прошлых лет, поэтому к ним следует отнестись серьезно и использовать в качестве ориентира на экзамене.

Теория к заданию 27 из ЕГЭ по информатике

Технология программирования

Чтение короткой (30±50 строк) простой программы на алгоритмическом языке (языке программирования)

Запись алгоритма в словесной форме, в виде блок-схемы или на псевдокоде должна быть точна настолько, чтобы позволить исполнителю правильно выполнить алгоритм, при этом изображение команд произвольное. При решении любой задачи на компьютере предполагается, что некоторая информация подвергается обработке по предварительно составленной инструкции, называемой программой. Язык, на котором записывается алгоритм для исполнения компьютером, называется языком программирования. Языки программирования принадлежат к формальным языкам. При записи алгоритма на языке программирования все правила языка должны строго выполняться. Программа — это алгоритм, записанный на языке программирования.

Для записи программ используется конечный набор символов, составляющих алфавит языка программирования. В отличие от привычных алфавитов (например, русского) алфавит языка программирования включает в себя, кроме букв, цифры, знаки препинания, знаки арифметических действий и некоторые другие дополнительные символы. Программа записывается в виде последовательности символов из алфавита своего языка программирования. Естественно, что не любой текст, составленный из символов алфавита, будет правильной программой. Как и в естественных языках, правильность построения программы из символов алфавита можно проверить, используя синтаксис языка программирования.

Синтаксис языка программирования — это набор правил, которые определяют способы построения правильных программ из символов алфавита. Зная синтаксис языка, можно построить алгоритм, который определяет, является ли данный текст правильной программой или нет. Этот алгоритм позволяет компьютеру проверять синтаксическую правильность вводимых в него программ.

Должна быть определена и семантика языка программирования. Семантика языка программирования — это набор правил, по которым исполнитель выполняет программы на этом языке. Пользуясь семантикой языка, можно однозначно определить результат выполнения программы с заданными входными данными.

При чтении программы необходимо сначала определить, к какому виду она относится. Условно программы можно разделить на два вида: простая программа без использования подпрограмм (кроме стандартных процедур вводавывода) и программа, использующая подпрограммы (подалгоритмы). Такая программа может включать в свою структуру как стандартные подпрограммы, так и подпрограммы, написанные пользователем.

Читайте также:  Какие батарейки лучше для газовой колонки

Для чтения простой программы необходимо выяснить:

  • что является входными данными и как они вводятся в программу;
  • какие действия последовательно выполняются с помощью каждого функционального узла программы (операторов), т. е. рассмотреть пошаговое выполнение операторов, при этом обратить внимание на роль вспомогательных переменных, массивов и т.д.;
  • что является результаты работы программы;
  • каковы ограничения по работе алгоритма.

При чтении программы, использующей подпрограммы, необходимо сначала проанализировать, что и как выполняют подпрограммы, каковы их входные и выходные параметры. Затем в основной программе вызовы каждой из подпрограмм рассматривать уже как результат работы соответствующего подалгоритма.

Существенно облегчает чтение программ наличие комментариев — поясняющего текста. Комментарии можно добавлять в любое место программы. Наличие комментариев — обязательное условие хорошо и грамотно написанной программы.

Примеры чтения программ на языках Pascal, QBASIC

Примечание. В приведенных примерах программа приводится для двух языков программирования. В зависимости от того, какой язык программирования изучается, и следует рассматривать ее вариант записи и соответствующие пояснения.

Пример 1. Дана программа на двух языках программирования. Определить, какую задачу она решает.

Решение. Проанализируем тексты программы:

  1. формируется тело программы и описываются переменные;
  2. вводятся натуральные числа М и N, причем проверяется условие корректности ввода: числа должны быть положительные. Если введенные значения не удовлетворяют условию, то ввод повторяют, пока условие не будет выполнено;
  3. выбирается наименьшее значение из М и N, результат записывается в K;
  4. NOD присваивается значение 1;
  5. в цикле от двух до K генерируется число I;
  6. тело цикла — в условном операторе проверяется, является ли значение переменной I одновременно делителем М и N. Если условие выполняется, то текущее значение I сохраняется в переменной NOD; если условие не выполняется, NOD не изменит своего значения;
  7. после перебора всех значений I в NOD или запишется наибольший делитель двух чисел М и N, или останется значение 1;
  8. последний оператор программы служит для вывода результата работы программы — значения переменной NOD.

Переменные, используемые в программе:

N, М — исследуемые числа;

I — переменная цикла;

NOD — наибольший общий делитель;

К — наименьшее из М и N.

Ответ: данная программа позволяет определить для двух чисел М и N их наибольший общий делитель NOD.

Примечание. Эту же задачу можно решить, используя алгоритм Евклида.

Пример 2. Дана программа на двух языках программирования. Определить, какую задачу она решает.

(вариант 1). Можно также организовать ввод параметра K с проверкой введенного значения, и при ошибочном вводе требовать повторения ввода значения для переменной K (вариант 2).

Пример откорректированной программы (вариант 1).

Пример откорректированной программы (вариант 2).

Создание собственной программы (30±50 строк) для решения простых задач

Процесс создания компьютерной модели можно представить как путь от постановки задачи до реализации модели на компьютере. При разработке компьютерной модели очень важен выбор программного обеспечения (ПО), с помощью которого будет реализована модель. Возможны два основных варианта выбора — это, во-первых, прикладное ПО и, во-вторых, среда программирования. Если в качестве ПО была выбрана среда программирования, то построение компьютерной модели завершается созданием программы.

Читайте также:  Плюсы и минусы антивируса аваст

При написании программы прежде всего следует четко уяснить задачу, которую должна решать программа. Затем предварительно разработанный алгоритм решения задачи записывается в виде упорядоченной последовательности команд (инструкций), т. е. составляется программа, ориентированная на определенную среду программирования.

При написании программы обязательно следует проверять, насколько она соответствует намеченной цели, т. е. делает ли программа для всех наборов данных то, что от нее требуется, не выполняет ли она каких-либо лишних действий. Основное внимание следует сосредоточить на предотвращении логических ошибок. Для этого рекомендуется перед написанием программы построить блок-схему алгоритма решения или словесный алгоритм, что позволит абстрагироваться от конкретного языка программирования и сосредоточиться на анализе алгоритма.

Примеры разработки программ

Пример 1. Составить словесный алгоритм, разработать блок-схему и написать программу проверки принадлежности введенного числа данной арифметической прогрессии. Прогрессия задается двумя последовательными членами.

Решение. Словесный алгоритм.

  1. Ввести два последовательных члена арифметической прогрессии: A1, A2.
  2. Ввести произвольное целое число C.
  3. Найти разность (D) арифметической прогрессии.
  4. Найти разность между введенным числом C и членом арифметической прогрессии, например A1.
  5. Найти остаток от деления нацело найденной разности на D.
  6. Если остаток от деления равен 0, то это значит, что число C принадлежит рассматриваемой арифметической прогрессии»; иначе получаем, что число C не принадлежит рассматриваемой арифметической прогрессии.

Примечание. Mod — операция, результатом которой является остаток от целочисленного деления.

Пример 2. Составить словесный алгоритм, алгоритм в виде блок-схемы и написать программу поиска в строковом массиве, содержащем фамилии 10 учеников, заданной фамилии, обеспечить запоминание ее порядкового номера (массив фамилий может быть неупорядочен).

  1. Ввести все десять фамилий (строковый массив из 10 элементов).
  2. Ввести фамилию, которую нужно найти.
  3. Сравнивать ее с очередным элементом строкового массива, пока не будет найдена такая же фамилия или пока не закончится список (массив).
  4. Если фамилия найдена, вывести ее номер в списке (массиве), если нет — сообщить о том, что фамилия не найдена.

— Единый государственный экзамен по информатике.
— Основной государственный экзамен по информатике.
— Алгоритмизация для детей средней школы.
Показать полностью…
— Алгоритмизация и программирования для детей старшего звена.
— Олимпиадное программирование и конструирование сложных алгоритмов.
— Язык программирования Python.
— Алгоритмизация в сфере решения повседневных задач.

По всем вопросам: сообщение в группе или сообщение в блоке контактов

Использование современных технологий образования: дистанционная подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ методом дифференцированной подачи материала. Наши занятия разделены на две части:

1. Информационные технологии, математика, логика.
2. Алгоритмизация и программирование.

Минимальный результат: от 70% решения всех заданий для учащихся со средним баллом по математике и физике на момент начала обучения не менее 3.5. Набор в группы (максимум 3 человека) осуществляется по результатам входной тестовой работы уровня общеобразовательной школы.

Проводим курсы по программированию (Python) с возможностью выхода на сдачу ОГЭ или ЕГЭ, алгоритмизация (с постановкой алгоритмического мышления, курсы рассчитаны также на детей от 8 лет), сайтостроение.

Сопровождение учеников по предмету “Информатика и ИКТ” в течение учебного года: разовые консультации, блочный материал. Результат: повышение школьной успеваемости.

Ссылка на основную публикацию
Экран из фильма аватар
Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Несмотря на немощное тело, Джейк в душе по-прежнему остается воином....
Что такое vpn на планшете
Каждый из пользователей интернета хоть раз да слышал о VPN, но мало кто задумывался о его необходимости и роли для...
Что такое ussd сообщение
Содержание статьи Что такое ussd запрос Как отключить GPRS-интернет Какие есть USSD-коды и полезные номера у Мегафона USSD является сокращением...
Экран ноутбука стал синим что делать
Большинство пользователей ноутбуков сталкиваются с ситуацией, когда компьютер выдает так называемый синий экран смерти или BSOD. Для начала необходимо знать:...
Adblock detector