Что значит разобрать словосочетание

Что значит разобрать словосочетание

При осуществлении различных видов анализа предложения нам может понадобиться провести синтаксический разбор имеющихся в предложении словосочетаний. Подобная операция обычно проводится по определённому плану, с задействованием определённой лингвистической терминологии, знании ряда правил. В данной статье мы расскажем, какова последовательность шагов при реализации указанной задачи.

Особенности построения словосочетания

Напомним читателям, что словосочетанием называют совокупность нескольких слов (словоформ), связанных друг с другом подчинительной связью (как по смыслу, так и грамматически).

В составе словосочетания имеется главное слов о (при разборе отмечают крестиком) и зависимое слово . Главное слово – это слово, которое обозначает действие, предмет, или признак, а зависимое обычно поясняет главное слово, распространяет его. Для определения специфики взаимосвязи составных частей вы можете задать вопрос идущий от главного слова к зависимому.

Не являются словосочетаниями :

  • Предложения в виде лишь соединения подлежащего и сказуемого (например, «поезд прибывает»);
  • Соединение служебного и знаменательного слов (например, «около школы»);
  • Несколько однородных членов предложения, которые связаны сочинительной связью, например «журналы, газеты, книги»;
  • Составные формы слов (например, «самый смешной»);
  • Фразеологические обороты, ведь их можно заменить одним словом-синонимом.

Памятка для анализа словосочетания

Последовательность синтаксического разбора словосочетания

Рассмотрим последовательность действий для выполнения синтаксического анализа:

  1. Выделите нужное словосочетание из какого-либо предложения;
  2. Поищите в рассматриваемом словосочетании главное и зависимое слово, укажите, какими частями они выражены, правильно установите вопрос от главного слова к зависимому;
  3. Определите тип рассматриваемого словосочетания. (именное, глагольное, наречное — смотрите соответствующие правила).
  4. Определите способ подчинительной связи, задействованный в данном словосочетании (то есть согласование, примыкание, управление). Напомню читателю, что согласование – это особенность связи, при котором зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже что и главное слово; управление – зависимое слово ставится падёжной форме, обусловленной главным словом; примыкание – зависимость подчинённого слова выражена лексически, с помощью интонации и определённого порядка слов;
  5. Укажите, чем выражена подчинительная связь в данном словосочетании (окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова, только по смыслу);
  6. Определите характер отношений между словами (существуют определительные отношения – обозначают предмет и признак данного предмета, объектные – указывают на предмет и действие, на который действие переходит; обстоятельственные – указывают на действие, а также на его признак).

Несколько примеров анализа

Приведём несколько примеров подобного разбора:

Пример №1

Возьмём предложение « Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо ».

Из данного предложения проведём разбор словосочетания «утро туманное»:

  • Начальная форма – утро туманное (им.п. ед.ч.);
  • Данное словосочетание простое и свободное;
  • Главное слово здесь «утро» — существительное, а зависимое слово «туманное» — прилагательное;
  • Данное словосочетание именное, ведь главное слово выражено существительным;
  • Способ подчинительной связи в данном словосочетании – это согласование, так как прилагательное «туманный» согласуется с существительным «утро», используется средний род, именительный падёж, единственное число;
  • Подчинительная связь выражена с помощью окончания зависимого слова «-ое»;
  • Смысловые отношения здесь определительные.

Предложение « На дворе поднялся холодный ветер ».

Читайте также:  Орел наконец пошел ускоряя ход и вскоре

Проведём разбор словосочетания «холодный ветер».

  • Начальная форма – холодный ветер;
  • Ветер здесь главное слово, выраженное именем существительным, стоит в именительном падеже, холодный – зависимое слово, выраженное прилагательным;
  • Словосочетание это именное;
  • Способ подчинительной связи – согласование;
  • Подчинительная связь выражена окончанием зависимого слова;
  • Смысловые отношения в данном словосочетании определительные.

Кстати, для проверки своей способности выполнять синтаксический анализа можно воспользоваться возможностями ресурса yaklass.ru (необходимо будет пройти регистрацию на сайте).

Тренируйте свои навыки синтаксического разбора предложения на yaklass.ru

Заключение

Выполнения синтаксического разбора какого-либо словосочетания предполагает знание особенностей согласования слов, их типов, способов подчинительной связи и других характеристик. Без этого квалифицированное выполнение анализа становится невозможным. При этом важно не спутать словосочетание с другими видами словесной связи, а также чётко придерживаться плана разбора. Это позволит избежать различного рода методологических ошибок.

Общие правила разбора

Синтаксический разбор позволяет обобщить и систематизировать все имеющиеся сведения о словосочетании и предложении, помогает увидеть структуру синтаксических единиц, правила их построения, а значит, правильно расставлять знаки препинания, строить собственные высказывания без грамматических ошибок.

Для каждой синтаксической единицы: словосочетания, простого предложения, сложного предложения – выполняется отдельный вариант разбора.

Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?

  1. Распознавать различные виды и средства синтаксической связи.
  2. Знать характеристики словосочетаний и классификацию предложений, признаки и способы выражения всех членов предложения.
  3. Чётко различать двусоставные, виды односоставных и неполные предложения.
  4. Знать разновидности осложнённых предложений
  5. Знать классификацию сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
  6. Распознавать средства связи в сложном предложении.

Типичные ошибки при синтаксическом разборе:

  1. Неправильное выделение словосочетания из состава предложения.
  2. Неверная характеристика типа сказуемого.
  3. Смешение частей речи и членов предложения.
  4. Неправильное определение видов односоставных предложений.
  5. Неразличение неполных и односоставных предложений.
  6. Смешение понятий простого и сложного предложения.
  7. Ошибки в характеристике способов осложнения простого предложения.
  8. Неверная характеристика типов сложного предложения.
  9. Неразличение союзов и союзных слов.

Среди заданий ЕГЭ есть задания на определение вида подчинительной связи в словосочетании, вида связи в сложном предложении, поэтому умение делать синтаксический разбор является очень важным в подготовке к ЕГЭ.

Синтаксический разбор словосочетания

Словосочетание является «материалом», из которого строятся предложения.

План разбора

  1. Выписать словосочетание из предложения.
  2. Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово.
  3. Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова.
  4. Назвать тип словосочетания по главному слову.
  5. Определить вид подчинительной связи.

Образец разбора

В избушке (какой?) маленькой.

  • существительное + прилагательное;
  • именное;
  • согласование.

(главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в предложном падеже;
  • глагольное;
  • управление.

(главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в творительном падеже;
  • глагольное;
  • управление.
Читайте также:  Excel учет путевых листов и гсм

(зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).

Типы словосочетаний по главному слову

Имя существительное, которое может распространяться:

  • прилагательным (интересная книга, медленный танец, осенние листья);
  • существительным (стакан молока, искры от костра, скульптура из дерева);
  • местоимением (моя комната, ваши слова, свой дом):
  • порядковым числительным (пятый класс, восьмое марта, двенадцатую ночь):
  • наречием (прогулка пешком, экскурсия верхом, движение напролом);
  • неопределённой формой глагола (мечта уехать, надежда выздороветь, желание помочь);
  • причастием (растущее дерево, спиленный тополь, улыбающийся ребёнок).

Имя прилагательное, способное распространяться:

  • именем существительным (бледный от болезни, красный от смеха, смуглый от загара);
  • местоимением (важный для всех, известный каждому, любимый нами);
  • наречием (очень весёлый, слишком откровенный, довольно старый);
  • неопределённой формой глагола (готов помочь, должен сказать).

Имя числительное с зависимым словом:

  • именем существительным (первый в строю, двое из ларца, один дома);
  • причастием (двое из вошедших, один из провожающих, первый попавшийся);
  • местоимением (трое из нас, первый из вас, два среди всех);
  • числительным (первый из восьми, четыре из пяти, один из ста);
  • наречием (второй справа, первый впереди, двое слева).

Местоимение с зависимым словом:

  • прилагательным (что-нибудь интересное, кто-то известный, нечто красивое);
  • причастием (кто-то кричащий,нечто волнующее, что-то грохочущее);
  • существительным (кто-то из учеников);
  • местоимением (каждый из них, всякий из вас).
  • существительное (купить молока, сесть в поезд);
  • местоимение (узнать обо всём, рассказать ему);
  • наречие (громко петь, весело смеяться);
  • неопределённую форму глагола (просил написать, хочет увидеть);
  • деепричастие (ушёл не оглядываясь, рассказывал сидя).

Глагольными также являются словосочетания с главным словом, выраженным особыми формами глагола – причастием и деепричастием (потемневшие от гнева, надеясь на победу).

  • существительным (незадолго до отправления, поблизости от поезда);
  • местоимением (далеко от меня, близко от нас);
  • другим наречием (слишком мало, очень тяжело).

Виды подчинительной связи в словосочетании

  1. Согласование – уподобление зависимого слова главному в общих для них грамматических категориях.
  • грамматическая основа предложения (я возмутился);
  • сочетание знаменательного и служебного слов (около дома);
  • однородные члены (лёд и вода);
  • сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
  • фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).

Умение вычленять из предложения словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому поможет при выполнении синтаксического разбора предложения.

Ольга! Спасибо огромное за такой подробный разбор сложного предложения. Завела папку для сына, мы на пару разбирались с вашими рекомендациями, распечатали и вложили в папку. Она у нас особая: сын воспринимает только те правила, над которыми работал сам, а не слушал от учителя. Справочные сайты нам не подходят — они либо слишком сухие, либо слишком адаптированные под ленивый школьный ум:). У вас — тот же урок, но самостоятельного изучения. Сын горд, что переварил все, что вы здесь дали)). Удачи вам, будем вашими читателями.

Читайте также:  Руль logitech formula force ex характеристики

Решил проверить, что же я помню со времён школьной скамьи? Да, должен признаться, что-то да позабыл, но с вашей подробной статьёй всё себе вновь напомнил. Спасибо большое. Теперь, если дети будут обращаться ко мне за помощью с домашним заданием, смогу им и помочь, и объяснить. Ещё не раз буду обращаться к вашему сайту, к вашим статьям.

Спасибо, Михаил. Очень рада, что сайт Вам помог.

Огромное спасибо за Ваш труд и готовность делиться своими открытиями. Неоценимый материал для себя нашла в разделе «Работа с одаренными детьми»

Рада, что Вам что-то пригодилось. Удачи в работе!

Ольга Анатольевна, помогите, пожалуйста, правильно выделить словосочетания из предложения:

Лесная мышь свила гнездо из травинок и стебельков.
Свила (из чего?) из травинок или Гнездо (из чего?) из стебельков.

Спасибо.

Свила (что?) гнездо, гнездо (какое?) из травинок; во втором словосочетании зависимое слово является несогласованным определением.

Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.

Нет, не безличное, это двусоставное пред …

Рада помочь, пользуйтесь, желаю успеха!

Отличный материал. Наглядно и почти исче …

Не проходят, мы анализируем мини-тексты …

Вы совершенно правы, Ирина.

Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал. Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.

С ув. Ольга Дьяченко.

Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.

На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.

Ответ

План синтаксического разбора словосочетания:

Выделить словосочетание из предложения.
Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Ссылка на основную публикацию
Что за сайт mirror bullshit agency
MIRROR.BULLSHIT.AGENCY Название сайта: Поиск по объявлениям на Авите Описание: Поиск по объявлениям на Авите Поиск объявлений по номеру Номер: Искать...
Чем открывать файл doc
Файлы формата DOC открываются специальными программами. Существует 2 типа форматов DOC, каждый из которых открывается разными программами. Чтобы открыть нужный...
Чем открываются файлы pdf
Файлы формата PDF распространены для книг, журналов, документов (в том числе, требующих заполнения и подписи) и других текстовых и графических...
Что за формат webrip
Классификация видео для пользователей дело обычное. У всех на слуху HD, 720p и прочие. Но вот про «рипы» мало кто...
Adblock detector